Конференция «Здоровьесберегающие технологии в комплексных программах реабилитации детей с монофункциональными нарушениями»
Круглый стол был посвящен актуальным здоровьесберегающим технологиям. Его дискуссионная площадка была посвящена вопросам холистического подхода в лечении и реабилитации детей с миофункциональными нарушениями (МФН), коррекции МФН у детей, междисциплинарным алгоритмам сотрудничества медицинских специалистов и логопедов, а также превентивному подходу в работе с детьми, страдающими нарушениями развития, дыхания и речи. Медики разных специальностей, в том числе логопеды и дефектологи, из разных регионов России и СНГ получили возможность встретиться, ближе познакомиться и обменяться мнениями с Гончаровой О. В. – д.м.н., профессор кафедры медицинской реабилитации МГМУ им. И.М. Сеченова, президентом Общероссийской общественной организации «Союз женщин-врачей России»; Сатыго Е. А. – зав. кафедрой детской стоматологии СЗГМУ; Зингер М. Д. – главным экспертом по науке и медицине Научно-экспертного совета в комитете «Здоровье и активное долголетие» общественной организации «Ассамблея народов России»; Фалько С. Н. – к.п.н., доцентом кафедры сестринского дела Первого МГМУ им. И.М. Сеченова; Макаевым Х. М. – врачом-оториноларингологом и др. Участники смогли послушать выступления ведущих специалистов различных междисциплинарных направлений: Гончаровой О. В., Строгановой В. В., Зингера М. Д., Макаева Х. М., Улезько Г. М., Давыдова А. А., Фалько С. Н., Чечина А. Д., Новиковой И. А., Лукьянюк Е. В., Тисовской Ю. А., Жигжитова Б. А., Дмитриевой А. Ф., Иванова Е. Г., Байрамовой Л. Н. и других.
Целями и задачами организаторов проведения круглого стола явилось осознание важности направления миофункциональной коррекции, необходимость сделать его более востребованным и социально значимым; информировать возможно большее количество различных детских специалистов о возможностях ранней превентивной коррекции проблем здоровья и развития у детей с ротовым дыханием и орофациальными дисфункциями; привлечь внимание молодых врачей к взаимному сотрудничеству с логопедами и способствовать выработке единой междисциплинарной лексики в данной области; оптимизировать протоколы совместного ведения детей с МФН, упреждая ошибки в диагностике и коррекционных планах с учетом почти 15-летнего опыта использования методики в России.
Состоявшийся представительный круглый стол можно определить как важный этап в деятельности Междисциплинарной ассоциации миофункциональной терапии в вопросе выработки единого подхода к лечению детей с МФН.
В программе круглого стола состоялись следующие выступления:
- Гончарова О. В. «Комплексные программы реабилитации детей с МФН в критические периоды развития».
- Карелина И. Б., Строганова В. В. «Междисциплинарный подход к коррекции речевых расстройств у детей с орофациальными дисфункциями: нейропсихологические аспекты».
- Лукьянюк Е. В., Тисовская Ю. А. «Интеграция плана коррекционного воздействия в работе с комплексом МФН у детей: взгляд невролога, остеопата и логопеда».
- Жигжитов Б. А. «Дыхание – ключевой метод профилактики, лечения и реабилитации в работе оториноларинголога».
- Шлыков К. «Постурально-окклюзионное взаимодействие. Возможности коррекции со стороны подального входа».
- Иванова Е. В., Малева З. П. «Холистический подход к реабилитации детей и подростков. Метод Фельденкрайза в работе с детьми со слабостью глазодвигательных мышц. Зрительные гимнастики в практике дефектолога».
- Давыдов А. А. «Роль кинезиотерапии в лечении орофациальных дисфункций. Превентивный подход к лечению апноэ у детей».
- Байрамова Л. Н. «Раннее предупреждение речевых и зубочелюстных нарушений. Алгоритм преортодонтической и предлогопедической коррекции: междисциплинарный подход».
- Новикова И. А. «Возможности остеопатической коррекции краниальных дисфункций при комплексном ведении стоматологических пациентов в разные возрастные периоды».
- Улезько Г. М. «Роль носового дыхания в развитии ребенка. Реабилитационные программы с использованием дыхательных гимнастик и свойств соляной пещеры».
- Дмитриева А. Ф., Иванов Е. Г. «Нарушения осанки и походки у детей с орофациальными дисфункциями и аномалиями окклюзии: пути взаимодействия постуролога и ортодонта».
- Чечин А. Д. «Нейромиофасциальные техники в коррекции работы ВНЧС».
- Березов С. Н. «Нейромышечная реабилитация как основа стабильных результатов в эстетической стоматологии».
- Пузикова О. Ю. «Особенности взаимодействия профильных медицинских специалистов на этапе превентивной логопедической работы».
В результате состоявшихся дискуссий за круглым столом стала очевидной необходимость раннего (на первом году жизни) выявления педиатрической службой детей группы риска по формированию аденоидных вегетаций, аномалий прикуса, нарушения осанки. Поддерживать ортодонтов готовы лор-врачи со своей программой обучения дыханию через нос, а остеопаты и кинезиотерапевты способны оценивать состояние осанки и качество работы мышечной цепи, обеспечивающей адекватное положение языка в ротовой полости и смыкание челюстей.
По итогам работы круглого стола была принята резолюция:
I. Рекомендации при лечении детей с хроническим ротовым дыханием:
- Всех детей с диагностированными аденоидитами 1-й и 2-й степени направлять на реабилитационную дыхательную программу с применением миофункционального тренинга в специализированные центры с целью восстановления носового паттерна дыхания.
- В случае проведения аденотомии всех детей в течение недели после операции также в обязательном порядке необходимо направлять на реабилитационную программу с применением элементов миофункционального тренинга с целью восстановления и стабилизации нормального носового дыхания.
- Экономическая и клиническая эффективность предлагаемого протокола доказана в исследованиях проф. Гончаровой О. В., проф. Максимовской Л. Н. и проф. Сатыго Е. А в 2012-2014 гг., продемонстрировавших снижение заболеваемости ОРВИ у часто болеющих детей 5-9 лет до 35%, при этом у 62% детей, прошедших программу восстановления носового дыхания с применением миофункционального тренинга, лечение удалось провести без удаления аденоидов.
II. Рекомендации медико-психолого-педагогической помощи детям:
- Сфокусировать внимание профессиональным программам (на государственном уровне) на превентивном подходе к реабилитации детей с МФН.
- Выработать и утвердить общую для логопедов и медиков терминологию.
- Выбрать и утвердить рекомендованные ассоциацией алгоритмы взаимодействия медико-психолого-педагогической помощи детям.
Материал подготовила Галина Масис