Новости в стоматологии

25.08.2017

Новости в стоматологии

1. Лучше меньше, да лучше: исследователи изучают характеристики «идеальной» улыбки.

Учебные из Университета Миннесоты провели исследование, чтобы выявить признаки, по которым люди отличают добрую улыбку от неприятной гримасы. (Иллюстрация: PLOS ONE)

МИННЕАПОЛИС, Миннесота, США: кривая, широкая, саркастическая, застенчивая – улыбку описывают тысячью разных слов. Так или иначе, исследователи из Университета Миннесоты установили, что восприятие выражения лица в контексте социального взаимодействия и невербальной коммуникации может заметно варьироваться.

Исследователи изучают характеристики «идеальной» улыбки, смоделированных на компьютере улыбок, их искренность, степень приятности и выражаемую ими эмоцию (злость, презрение, отвращение, страх, счастье, грусть или удивление). Анимированные улыбки отличались друг от друга подъемом уголков губ, шириной, степенью обнажения зубов и симметричностью.

Результаты показали, что лучшей – то есть, выразительной, искренней и приятной – является отнюдь не самая широкая улыбка. Участники исследования были склонны давать более высокую оценку улыбкам с относительно небольшим подъемом уголков губ, тогда как широкие улыбки, заметно обнажающие зубы, зачастую трактовались ими как выражающие страх или презрение. На деле, самые низкие оценки получили две самые широкие и «открытые» улыбки.

Хотя ученые исходили из предположения, что симметричные лица воспринимаются как более красивые, в рамках данного исследования оценки, данные участниками чуть кривоватым улыбкам, были выше, чем баллы, набранные улыбками симметричными. Исследователи отмечают, что такой результат вполне согласуется с принципами дизайна улыбки, в соответствии с которыми динамичная симметрия, то есть, сильное сходство левой и правой сторон зубных рядов без полной симметричности, позволяет создать более живую, уникальную и естественную улыбку.

Результаты исследования могут найти весьма широкое применение в самых разных сферах, например, при хирургическом восстановлении лица и реабилитации пациентов, получивших травму, переживших инсульт либо страдающих неврологическими заболеваниями, раком или инфекциями, лишающими их способности выражать эмоции с помощью мимики, считают ученые.

Мимические расстройства могут иметь тяжелые психологические и социальные последствия для пациентов. Исследования показывают, что мимику людей с частичным параличом лица зачастую неправильно интерпретируют; у них начинаются проблемы с коммуникацией, они оказываются в изоляции, в результате чего у таких пациентов часто развиваются беспокойство и депрессия.

Исследование «Dynamic properties of successful smiles» (Динамические характеристики успешной улыбки») было опубликовано 28 июня в журнале PLOS ONE.

Источник: Dental-tribune.com

2. Пародонтальный патоген может мешать молодым женщинам забеременеть.

Исследователи призывают молодых женщин детородного возраста заботиться о своем стоматологическом здоровье, чтобы избежать проблем с зачатием. (Фото: Solis Images/Shutterstock)

ХЕЛЬСИНКИ, Финляндия: новое исследование, проведенное учеными из Университета Хельсинки, показало, что в случае молодых женщин весьма часто встречающийся пародонтальный патоген Porphyromonas gingivalis может подавлять зачатие. Согласно всеобъемлющему международному эпидемиологическому исследованию «Global Burden of Disease Study», тяжелый хронический пародонтит является шестым по распространенности заболеванием в мире. До сих пор, однако, в распоряжении врачей не было данных о влиянии пародонтальных бактерий на наступление беременности.

Чтобы выяснить, связаны ли микробиологические и серологические маркеры пародонтита с зачатием, ученые привлекли к исследованию 256 женщин в возрасте от 19 до 42 лет: все они прекратили пользоваться противозачаточными средствами, чтобы забеременеть. Участницы исследования ответили на вопросы об имеющихся у них системных заболеваниях, курении, уровне гигиены полости рта, регулярности посещения стоматолога и своем социально-экономическом статусе. При осмотре регистрировали наличие кариозных поражений и заболеваний пародонта (в качестве критериев использовали глубину пародонтальных карманов, присутствие видимого зубного налета, кровоточивость при зондировании и утрату клинического прикрепления). Чтобы выявить пародонтальные патогены и связанные с ними антитела, исследователи провели анализ сыворотки крови и стимулированной слюны. С целью диагностики бактериального вагиноза был проведен гинекологический осмотр и получены мазки из влагалища. После этого за участницами исследования наблюдали в течение 12 месяцев, чтобы определить, смогли ли они зачать ребенка.

Согласно результатам исследования, бактерии P. gingivalis гораздо чаще присутствовали в образцах слюны тех женщин, которые так и не смогли забеременеть, нежели в слюне успешно зачавших участниц (8,3% по сравнению с 2,1%). Уровень антител к этому патогену в слюне и крови первых также был существенно выше, чем у вторых. Кроме того, статистический анализ показал, что эти результаты не зависели от других факторов риска, связанных с зачатием, например, возраста, социально-экономического статуса, предыдущего деторождения, наличия бактериального вагиноза и заболевания пародонта.

«Наше исследование не дает ответа на вопрос о том, почему женщины страдают бесплодием, однако показывает, что пародонтальные бактерии могут оказывать системное воздействие даже в том случае, если их количество не слишком велико, а видимые признаки заболевания десен отсутствуют», сказала пародонтолог и ведущий автор исследования доктор Susanna Paju из Университета Хельсинки.

Экспериментальная группа была весьма однородна с точки зрения социально-экономического статуса и состояния здоровья. Тем не менее, к ограничениям данного исследования можно отнести отсутствие информации о точной дате прекращения использования противозачаточных средств, продолжительности применения каких бы то ни было методов контрацепции, а также о том, связано ли было ненаступление беременности именно с участницами исследования или же с их половыми партнерами.

«Связь между P. gingivalis и ненаступлением беременности необходимо подтвердить в рамках иначе спланированных исследований с привлечением большего числа женщин; также требуется выяснить механизм этой связи. Тем не менее, полученные нами результаты говорят о том, что женщинам детородного возраста следует следить за своим стоматологическим здоровьем и регулярно проверять состояние пародонта, чтобы избежать пародонтальных инфекций», пишут авторы исследования.

Исследование «Porphyromonas gingivalis may interfere with conception in women» («Porphyromonas gingivalis может препятствовать зачатию») было опубликовано 12 июня на сайте Journal of Oral Microbiology.

Источник: Dental-tribune.com

3. ДНК, извлеченная из зубного камня, показывает, что неандертальцы использовали натуральные обезболивающие вещества.

Минерализованные отложения на зубах неандертальцев показывают, что они пользовались природными анальгезирующими средствами. (Фото: Petr Student/Shutterstock)

АДЕЛАИДА, Австралия/ЛИВЕРПУЛЬ, Великобритания: древняя ДНК, содержащаяся в минерализованных отложениях на зубах неандертальцев – вымерших гоминидов, наиболее близких к современному человеку, – позволила получить новые данные об их поведении, питании и эволюции. Международная исследовательская группа проанализировала образцы ДНК, полученные из зубного камня возрастом 42 000 – 50 000 лет; источником материала послужили черепа четырех неандертальцев, останки которых были обнаружены в пещерах в Бельгии и Испании. Результаты показывают, что неандертальцы отличались сложным поведением, были знакомы с растительными лекарственными средствами и имели разные пищевые предпочтения.

По словам исследователей, ДНК, сохранившаяся в зубном камне неандертальцев, является важным источником информации о поведении и здоровье древних гоминидов. Проанализировав образцы этой ДНК, ученые установили, что неандертальцы, обитавшие в бельгийских пещерах Спи, употребляли в пищу мясо шерстистых носорогов и европейской дикой овцы, а также грибы. Их родичи из пещер Эль-Сидрон с Испании, наоборот, придерживались вегетарианской диеты, включавшей мох, грибы, шишки и кору, но, судя по всему, никакого мяса. Результаты исследования показывают, что эти две группы неандертальцев питались совершенно по-разному.

«Зубной камень обволакивает микроорганизмы, живущие в полости рта, и патогены из дыхательных путей и пищеварительного тракта, а также кусочки пищи, застрявшие в зубах. Благодаря этому их ДНК сохраняется тысячи лет», рассказывает ведущий автор исследования доктор Laura Weyrich, стипендиат Совета Австралийского по научным исследованиям, работающая в Австралийском центре изучения древней ДНК (ACAD) при Университете Аделаиды.

«Однако одним из самых поразительных открытий стала история неандертальца из Эль-Сидрона, страдавшего абсцессом, следы которого хорошо видны на челюсти. Кроме того, исследование зубного камня показало, что у него также были кишечные паразиты, вызывавшие острую диарею; в общем, это был очень больной неандерталец. Он употреблял древесину тополя, которая содержит салициловую кислоту, известную своим обезболивающим эффектом (и являющуюся действующим веществом аспирина). Также мы смогли выявить в его зубном камне натуральный антибиотик, плесневый грибок пенициллин, следы которого в других образцах отсутствуют», добавляет она.

Кроме того, различия в питании были связаны с изменением микробиоты полости рта; это наводит на предположение, что употребление в пищу мяса заметно влияет на ее характер. «Теперь мы располагаем не только фактическим материалом, позволяющим определить, что ели наши предки, но и прямыми доказательствами того, что различия в образе жизни и питании сказываются на составе сообществ комменсальных бактерий, населявших полость рта неандертальцев и присутствующих в полости рта современного человека, – отмечает соавтор исследования профессор Keith Dobney из Ливерпульского университета. – Существенная перестройка рациона человека за прошедшие тысячелетия привела к значительному изменению баланса этих микробных сообществ, что, в свою очередь, имело фундаментальные последствия для здоровья и самочувствия людей».

Исследование «Neanderthal behaviour, diet, and disease inferred from ancient DNA in dental calculus» («Поведение, питание и заболевания неандертальцев; результаты исследования древней ДНК, содержащейся в зубном камне») было опубликовано 20 апреля в журнале Nature. Оно было проведено ACAD в сотрудничестве с Ливерпульским университетом, Великобритания.

Источник: Dental-tribune.com

4. Дети, страдающие диабетом 2 типа, более подвержены стоматологическим заболеваниям.

Дети, страдающие диабетом 2 типа, в целом демонстрируют худший стоматологический статус, чем дети с нормальным весом и дети с ожирением, но без диабета 2 типа. (Фото: anetta/Shutterstock)

БУФФАЛО, Нью-Йорк, США: связь между плохим стоматологическим здоровьем и диабетом и преддиабетом у взрослых хорошо известна, однако стоматологический статус детей, страдающих ожирением или диабетом 2 типа, до сих пор находился вне сферы внимания ученых. Новое исследование впервые демонстрирует, что дети с диабетом 2 типа чаще отличаются плохим стоматологическим здоровьем, нежели дети с нормальным весом или же дети с ожирением, но без диабета.

В исследование было включено 19 детей с нормальным весом, 14 детей, страдающих ожирением, и 16 детей с ожирением и диабетом 2 типа в возрасте от 10 до 19 лет. Каждый участник заполнил анкету, прошел клиническое обследование и предоставил образец слюны для анализа микробиоты и измерения уровня маркеров воспаления.

В то время как количество утраченных, кариозных и пломбированных зубов во всех группах было сопоставимым, тяжесть воспаления десен (по гигнивальному индексу) в группе детей, страдающих диабетом 2 типа, оказалась наибольшей. Если большая часть участников с нормальным весом или с ожирением, но без диабета, демонстрировала превосходное или хорошее состояние десен, то в группе детей, страдающих диабетом, не нашлось ни одного ребенка, показатели которого дотягивали бы до этого уровня.

Кроме того, меньшее число детей с диабетом посещало стоматолога за последние 6 месяцев. «Оказалось, что хотя страдающие ожирением и диабетом 2 типа подростки, как правило, имеют доступ к стоматологической помощи (зачастую – по государственной страховке), они пренебрегают регулярным посещением стоматолога», отметила доктор Lucy Mastrandrea, доцент кафедры педиатрии в Университете Буффало, где проводилось исследование.

«Наиболее важным результатом этого исследования является тот факт, что, подобно взрослым пациентам, дети с диабетом 2 типа более подвержены воспалению пародонта, нежели дети с нормальным весом или ожирением, – говорит соавтор исследования, профессор Frank A. Scannapieco с кафедры биологии полости рта того же университета. – Тем самым, мы обосновали необходимость проявлять повышенное внимание к гигиене полости рта в случае детей, страдающих диабетом 2 типа».

В настоящее время доктор Mastrandrea намерена провести продольное исследование, чтобы выяснить, может ли улучшение стоматологической помощи сразу после выявления у ребенка диабета 2 типа способствовать ослаблению тенденции к развитию у него заболевания пародонта. Также она хочет определить, существует ли такая тенденция в случае детей, страдающих диабетом 1 типа.

Исследование «Salivary inflammatory markers and microbiome in normoglycemic lean and obese children compared to obese children with type 2 diabetes» («Маркеры воспаления и состав микробиоты в образцах слюны, полученных у здоровых детей с нормальным весом и ожирением, в сравнении с детьми, страдающими ожирением и диабетом 2 типа») было опубликовано 2 марта на сайте журнала PLOS ONE.

Источник: Dental-tribune.com

5. Темперамент ребенка может быть прогностическим фактором успеха седации при стоматологическом лечении.

Новое исследование показало, что стоматологам следует научиться определять темперамент ребенка, чтобы понимать, сможет ли тот нормально перенести лечение. (Фото: In The Light Photography/Shutterstock)

СИЭТЛ, США: ингаляционная седация с помощью закиси азота часто используется при стоматологическом лечении детей для улучшения коммуникации с ними. Тем не менее, в некоторых случаях закись азота не оказывает на детей успокаивающего воздействия. Недавно исследователи установили, что темперамент ребенка является важным прогностическим фактором успеха седации, которая наиболее эффективна в случае детей, обладающих выраженной способностью к концентрации.

К исследованию было привлечено 48 нуждавшихся в установке реставраций детей в возрасте от 36 до 95 месяцев (58% мальчиков) вместе с одним из родителей или опекуном. Лечение проводили в университетской детской стоматологической клинике, под местной анестезией и ингаляционной седацией закисью азота. Для определения темперамента детей исследователи разработали анкету, которую заполняли сопровождавшие маленьких пациентов лица.

Согласно исследователям, общая доля случаев успешной седации составила 85,4 процента. При этом никаких признаков влияния на результат возраста ребенка, его пола или типа и сложности лечения выявлено не было. Тем не менее, исследование показало явную взаимосвязь между успехом ингаляционной седации и общей способностью ребенка к требующему усилий контролю, напрямую связанной с умением концентрироваться на длительное время. Дети, которые легко успокаивались и в целом демонстрировали низкий уровень фрустрации, лучше других вели себя во время лечения.

«В ходе стоматологической процедуры ребенок вынужден подавлять негативные реакции. Эффективность такого подавления отрицательных эмоций напрямую связана с врожденной способностью концентрироваться на какой-либо задаче и упорно решать ее, несмотря на трудности. Поскольку представляется, что способность к требующему усилий контролю является важным прогностическим фактором успеха лечения, необходимо более тщательно исследовать вопрос о том, каким образом оценку этого психологического аспекта можно практически использовать при принятии решения о дальнейшем лечении ребенка», говорят исследователи.

«Научившись определять, на каких детей ингаляционная седация не действует, клиницисты смогут уменьшить число случаев, когда ребенок после тяжелого и неудачного лечения на всю жизнь приобретает страх перед посещением стоматолога. В подобных ситуациях гораздо разумнее применять оральную седацию или даже общий наркоз», считают ученые.

Исследование «Temperament as a predictor of nitrous oxide inhalation sedation success» («Темперамент как прогностический фактор успеха ингаляционной седации с применением закиси азота») было опубликовано в весеннем выпуске журнала Anesthesia Progress за текущий год. Оно было проведено кафедрой детской стоматологии Вашингтонского университета.

6. Биоактивное покрытие для имплантатов стимулирует процесс заживления

Чтобы решить проблему отторжения имплантатов, российские ученые разработали биологически активный состав, который стимулирует заживление тканей вокруг имплантата и может использоваться в качестве покрытия для титановых и полимерных имплантатов.

Томск, Россия: одной из причин утраты имплантатов является их отторжение, вызванное иммунной реакцией организма пациента. Новое биологически активное покрытие для имплантатов, разработанное российскими учеными, может обладать способностью инвертировать эту реакцию и стимулировать заживление тканей во- круг имплантата. Ученые из Томского политехнического университета предложили решить проблему отторжения имплантатов за счет нанесения на них биоактивного состава, представляющего собой аналог цитокина интерлейкина-4. Это вещество способно контролировать по- ведение клеток врожденного иммунитета, макрофагов, и заставлять их стимулировать процесс заживления, а не отторжения. «Особенностью макрофагов является их невероятная пластичность: в зависимости от условий одни и те же иммунные клетки могут бороться с имплантатом как с инородным телом или же стимулировать процесс заживления. Мы пытаемся синтезировать вещества, которые могли бы заставлять макрофаги дифференцироваться в положительный фенотип», объяснила руководитель проекта Ксения Станкевич, аспирантка кафедры биотехнологий и органической химии Института физики высоких технологий Томского политехнического университета. По словам исследователей, новое покрытие можно наносить на полимерные и титановые имплантаты, широко применяемые в современной стоматологии. Российские ученые надеются, что их разработка найдет в имплантологии универсальное применение. В настоящее время они занимаются синтезированием вещества и экспериментальным определением его оптимального состава.

Источник: Dental-tribune.com

7. Эластичность внутри, твердость снаружи: система материалов, имитирующих ткани естественного зуба.

Кристиан Ерецински, Райнхильд Шмидт, Мануэла Бандль, Германия

Точно имитировать особенности тканей естественных зубов пока еще не способен ни один материал. Тем не менее развитие технологии CAD/CAM и совершенствование соответствующих материалов позволяют сделать еще один шаг в этом направлении.

Бионическая реставрационная система, состоящая из усиленного цирконием композита Tizian для изготовления каркасов и диалогового облицовочного композита Occlusal, решает среди прочего проблему образования сколов, часто возникающую в случае облицованных реставраций из оксида циркония. Это особенно важно при установке реставраций с опорой на имплантаты, поскольку после имплантации жевательные нагрузки заметно возрастают. Кроме того, эти высокие жевательные нагрузки приводят к повышенной стираемости зубов-антагонистов и влияют на состояние кости челюсти и височно-нижнечелюстного сустава. Таким образом, при создании реставраций с опорой на имплантаты представляется целесообразным использовать материалы с амортизирующими свойствами. Кристиан Ерецински реставрации изготовил из усиленного цирконием композита Tizian и облицовочного композитного материала Occlusal. По сравнению с диоксидом циркония усиленный цирконием композит Tizian обладает низким модулем упругости, 3050 МПа, что делает этот материал относительно эластичным, в то время как его твердость по Виккерсу составляет 196 МПа. Таким образом, данный материал играет роль дентина. Облицовочный композит, наоборот, отличается большей твердостью и выполняет функции эмали; его твердость по Виккерсу равна 560 МПа, тогда как у эмали этот показатель составляет порядка 550 МПа. Упругость реставрации, выполненной из этих материалов, позволяет распределить жевательную нагрузку и уменьшить напряжение, передающееся на имплантат, кость, суставы и зубы-антагонисты. Такая реставрация во многом имитирует физические свойства естественного зуба. Это особенно важно в случае пациентов, страдающих дисфункцией височно-нижнечелюстного сустава или бруксизмом. Не менее благоприятны характеристики подобных реставраций и в отсутствие этих заболеваний. Кроме того, такое лечение вполне рентабельно и для пациента, и для клиники, и для лаборатории. Коррекцию и ремонт реставрации – если они понадобятся – можно будет осуществить непосредственно в полости рта пациента. Облицовочный композит является фотополимеризуемым, что исключает как дополнительные затраты на обжиг, так и характерную для реставраций из диоксида циркония усадку, благодаря чему становится легче обеспечить идеальную посадку коронок. Крайне удобно также и то, что в отличие от керамических коронок, такие реставрации не меняют цвет в процессе изготовления. При этом поверхность реставрации выглядит как керамическая и отличается прочностью и такая коронка очень похожа на естественный зуб. Все эти преимущества делают бионические реставрации простым в реализации, воспроизводимым, эстетичным и рентабельным решением.

Источник: Dental-tribune.com

8. Новое исследование заставляет предположить, что ночной бруксизм может быть обусловлен генетическими причинами.

Чилийские исследователи выявили генетическую мутацию, которая может являться одной из причин ночного бруксизма.

ТЕМУКО, Чили: новое исследование, проведенное в Чили, дает основания предполагать, что некоторые формы бруксизма могут быть генетически обусловленными. Изучение генетических полиморфизмов и определенных мутаций генотипа у пациентов, страдающих ночным бруксизмом, дневным бруксизмом или обоими этими заболеваниями, показало, что у носителей мутации в гене рецептора серотонина ночной бруксизм встречается в два с лишним раза чаще. Предшествующие исследования позволили предположить, что в генезе бруксизма могут участвовать нейромедиаторы центральной нервной системы и их гены. Например, прием препаратов, содержащих ингибиторы обратного захвата серотонина, вызывал у некоторых пациентов приступы бруксизма. Чтобы пролить свет на эту связь, группа исследователей из чилийского Приграничного университета (UFRO) провели оценку некоторых связанных с серотонином генов 130 пациентов, страдающих той или иной формой бруксизма. В экспериментальную группу был включен 61 человек с дневным бруксизмом, 26 пациентов с ночным бруксизмом и 43 человека, у которых были диагностированы оба этих состояния. Сравнивая частоту генетических мутаций у участников экспериментальной группы и 59 пациентов без бруксизма, ученые из UFRO обнаружили значительные различия в генах, кодирующих рецептор 5-HT2A, подтип рецепторов 5- HT2, которые относятся к семейству рецепторов серотонина. Результаты заставляют предположить, что полиморфизмы путей серотонинергической передачи связаны с ночным бруксизмом, пишут исследователи. Тем не менее, отмечают они, поскольку связь с генами, кодирующими рецептор серотонина, была выявлена только в случае пациентов, страдающих ночным бруксизмом, в то время как никаких других генетических взаимосвязей установить не удалось, необходимы дополнительные исследования, которые позволят прояснить и лучше понять патофизиологию бруксизма. Исследование Genetic polymorphisms in the serotonergic system are associated with circadian manifestations of bruxism («Генетические полиморфизмы серотонинергической системы связаны с проявлениями бруксизма») было опубликовано в ноябрьском выпуске «Journal of Oral Rehabilitation».

Источник: Dental-tribune.com

9. Новое исследование направлено на борьбу со стоматофобией у детей.

ШЕФФИЛД, Великобритания: стоматофобия – это боязнь стоматологического лечения и профилактических осмотров, которая зачастую приводит к отказу от посещения стоматолога, ухудшению стоматологического статуса, а также возникновению у пациентов состояния угнетенности и чувства стыда. Новое исследование, проведенное учеными из Шеффилдского университета, было посвящено оценке эффективности когнитивно-поведенческой психотерапии как средства борьбы со стоматологическим беспокойством у детей, более 1/3 которых испытывают страх перед стоматологами. Исследование дало положительные результаты. Ученые стремились разработать ресурс для направленной когнитивно-поведенческой психотерапии при выраженном беспокойстве на стоматологическом приеме. Это состояние зачастую мешает детям получать необходимую стоматологическую помощь, поэтому выяснение его первопричин является важным шагом на пути к устранению страха перед стоматологами. Интересно, что недавно проведенное в США исследование показало, что причинами стоматологического беспокойства могут быть не только средовые факторы, но и генетическая предрасположенность к нему. Тем не менее, вне зависимости от этиологии, избавление ребенка от боязни стоматологов является крайне существенным элементом общей стратегии формирования у него сознательного отношения к своему стоматологическому здоровью, которое сопровождает человека всю его жизнь и оказывает реальное влияние на качество жизни. Когнитивно-поведенческая психотерапия является методом для снижения беспокойства на стоматологическом приеме с доказанной эффективностью. Однако возможность пациентов, особенно детей, посещать специалиста для проведения данного вида психотерапии, как правило, ограничена. Поэтому была предпринята попытка разработать электронный ресурс, позволяющий проводить когнитивно-поведенческую психотерапию в формате самостоятельной работы. На первом этапе исследования ученые разработали ресурс для самопомощи по методу когнитивно-поведенческой психотерапии. Затем детям в возрасте от 9 до 16 лет, страдающим стоматологическим беспокойством, предложили самостоятельно опробовать эту разработку. Перед применением техник, описанных на ресурсе, участникам было необходимо заполнить анкеты, показывающие уровень их беспокойства на стоматологическом приеме, а также оценивающие общее качество жизни. Ресурс когнитивно-поведенческой психотерапии, доступный как оффлайн на электронном носителе, так и через Интернет, содержит множество техник для уменьшения беспокойства, которыми могут воспользоваться дети. Например, для уменьшения тревоги им предлагается сжимать мячик для снятия стресса, написать письмо стоматологу или выбрать для себя небольшую поощрительную награду за поход в клинику. Относительный уровень стоматологического беспокойства оценивали с помощью анкеты, которую участники исследования заполняли до и после использования техник, предложенных в данном ресурсе. Кроме того, путем опросов и работы с фокус-группами, состоявшими из детей, родителей, воспитателей и специалистов в области стоматологии, была проведена оценка удобства разработанного учеными ресурса для детей. В данной части исследования участвовали 24 семьи и 25 специалистов стоматологического профиля. Исследователи установили, что использование ресурса когнитивно-поведенческой психотерапии позволило достоверно снизить стоматологическое беспокойство маленьких пациентов в 60% случаев. Также оказалось, что после использования ресурса когнитивно-поведенческой психотерапии у участников исследования соответствующим образом повысился связанный со здоровьем уровень качества жизни. Полученные результаты будут использованы при планировании итогового контролируемого рандомизированного исследования для более точной оценки эффективности и рентабельности данного ресурса. Исследование Development and testing of a cognitive behavioral therapy resource for children’s dental anxiety («Разработка и тестирование ресурса для когнитивно-поведенческой психотерапии стоматологиче- ского беспокойства у детей») было опубликовано 1 ноября в онлайновом выпуске журнала «JDR Clinical and Translational Research».

10. «Съёмная» улыбка. Внутренний взгляд на NOVO от Viax

Генеральный директор Cyrus Tahmasebi, DDS, объясняет преимущества и функциональность этого многофункционального устройства.

Каждому пациенту нужна красивая, функциональная улыбка, но не каждый пациент может позволить себе лечение. Именно поэтому появилась улыбка NOVO.

Cyrus Tahmasebi, DDS, FIAED, FACD, генеральный директор Viax Dental Technologies , говорит, что NOVO предлагает больший выбор, более широкий спектр дизайнов улыбки и более продвинутое фрезерное оборудование для улучшения конструктивных особенностей.

«Улыбка NOVO - это съемное устройство, которое выполняет четыре основные функции», - говорит д-р Тахмасеби. «Он может использоваться как временный аппарат, его можно использовать для возмещения отсутствующих зубов вместо съемного частичного протеза, его можно использовать как временное эстетическое решение для пациентов, которые не могут позволить себе дорогостоящее постоянное решение, и, наконец, его можно использовать для нормализации нарушений окклюзии в вертикали».

Это отличное решение для пациентов, которые не могут или не хотят проходить инвазивную процедуру. Она также носится как Invisalign, за исключением того, что ее нужно видеть, и он не исправляет зубы.

Доктор Тахмасеби говорит, что улыбка NOVO является долгосрочным и краткосрочным решением. «Ее можно рассматривать как краткосрочное решение для пациентов, которые проходят долгосрочное лечение с имплантацией и протезированием, или это может быть долгосрочным решением для пациентов, которые не могут позволить себе более постоянное решение».

Источник: www.dentalproductsreport.com

11. Для простых и сложных случаев

Новый элайнер NimrodAligner, который может стать лучшим съемным ортодонтическим аппаратом.

Нимрод Тал и Лорен Фланнери, Великобритания.

Вне зависимости от своего образа жизни большинство пациентов хотело бы, чтобы ортодонтический аппарат был удобным и незаметным, а лечение осуществлялось в максимально короткие сроки. Удовлетворить все эти требования одновременно, особенно в сложных клинических случаях, способна далеко не каждая ортодонтическая система: все они рассчитаны на вполне определенные перемещения зубов или групп зубов и довольно редко предназначены для коррекции всего зубного ряда. Многократное возникновение ситуаций, в которых необходимо было найти для пациента систему, позволяющую максимально эффективно скорректировать окклюзию с минимальным дискомфортом, навело нас на мысль совместить лучшие черты различных ортодонтических аппаратов в одном элайнере, устранив при этом все недостатки других систем. Так возник совершенно новый ортодонтический аппарат NimrodAligner. Предназначенный для перемещения зубов от вторых премоляров во всех направлениях, а также для расширения зубной дуги в области моляров (рис. 1–5), аппарат NimrodAligner состоит из язычной и вестибулярной проволок, которые фиксируются к отдельным назубным колпачкам с помощью композита, и соединительной балки, прикреплен- ной к колпачкам на молярах и размещаемой в небной или язычной области.

Четыре года исследований наиболее эффективных систем и изготовления с помощью 3D-печати экспериментальных прототипов, сочетающих в себе их положительные качества, позволили объединить биомеханику прямой проволоки, прозрачных элайнеров и пружинных корректоров в одном аппарате, который обеспечивает эффективное перемещение зубов и причиняет пациенту минимум неудобств. Система NimrodAligner объединяет биомеханическую эффективность брекетов с удобством съемной конструкции. Ее установка требует минимума времени, и гигиена полости рта может осуществляться в полном объеме. Кроме того, толщина аппарата составляет всего 2 мм (см. рис. 5), что в сравнении с брекетами (3–3,5 мм) делает эту систему очень комфортной. В случае аппарата NimrodAligner никель-титановая проволока обеспечивает мягкое и при этом продолжительное воздействие на зубы пациента. Еще одним недостатком прозрачных элайнеров является необходимость изготовления нескольких таких аппаратов; это может быть весьма неудобно и для пациента, и для стоматолога, особенно в тех случаях, когда план лечения предполагает многократное апроксимальное сошлифовывание (IPR). После каждой процедуры IPR приходится изготавливать новый прозрачный элайнер, причем удаление недостаточного объема ткани зуба негативно сказывается на точности посадки аппарата. В случае элайнера NimrodAligner это не так: его посадка не ухудшается, если предшествующее IPR было недостаточным. Пациент может продолжать пользоваться ортодонтическим аппаратом вне зависимости от того, когда и как проводится IPR. Этим преимуществом обладают и пружинные корректоры, однако они способны перемещать только четыре резца. Пружинные элайнеры довольно эффективно справляются с перемещением зубов в вестибулярно-язычном направлении для уменьшения расстояний между ними, однако для завершения лечения часто необходимо использовать прозрачные элайнеры. Расширение зубной дуги в области моляров обеспечивается за счет того, что желаемая конечная ширина учитывается при виртуальном моделировании элайнера; тогда эластичная соединительная балка играет роль пружины. В ходе расширения дуги с помощью NimrodAligner остальные зубы также перемещаются в нужное положение. В более сложных случаях, когда установка отдельного расширителя неизбежна, пациент может использовать два элайнера NimrodAligner: первый применяется для создания необходимого пространства, второй надевается уже на все зубы для коррекции их положения. При разработке NimrodAligner стремилась создать оптимальную съемную ортодонтическую систему, отвечающую нуждам и требованиям стоматологов и пациентов. В результате удалось существенно сократить время клинической работы, связанной с установкой аппарата; пациент получает индивидуально изготовленный элайнер, который просто надевается на зубы. Также во внимание был принят и тот факт, что в ряде случаев для достижения желаемого результата необходимо несколько аппаратов; эту проблему удалось устранить благодаря тому, что конструкция NimrodAligner позволяет перемещать зубы всей дуги в любом направлении. Также имеется возможность расширения зубной дуги. Усилия и давление оптимизированы таким образом, что оказывают эффективное воздействие на зубы при использовании аппарата всего 16 ч в сутки, благодаря чему пациент может не носить элайнер в течение всего рабочего дня; такой перерыв позволяет несколько восстановить- ся и корням зубов. Таким образом, элайнер NimrodAligner, конструкция которого объединяет в себе все преимущества вышеупомянутых ортодонтических аппаратов, может применяться в большинстве случаев, от простых до сложных.

Источник: Dental-tribune.com

12. Консервативное моделирование улыбки.

Элайнер Inman представляет собой простой съемный ортодонтический аппарат и, по сути, является модификацией съемного пружинного ретейнера.

Рис.1. Элайнер Inman

Рис.2. Компоненты элайнера Inman

Рис.3. Элайнер Inman в полости рта пациента

Суперэластичные пружины позволяют оказывать на небные и вестибулярные поверхности фронтальных зубов высоко- эффективное, несильное, но постоянное воздействие (рис. 1, 2). Элайнер изготавливается по восковой модели, на которой подлежащие перемещению зубы устанавливаются в идеальное положение. При ношении элайнера усилия, создаваемые пружинами, приводят к необходимому смещению фронтальных зубов (рис. 3). Консервативное моделирование улыбки Элайнер Inman отличается от других ортодонтических систем, предназначенных для быстрой коррекции окклюзии, например Invisalign (Align Technology) и Six Month Smiles, низкой стоимостью, малыми рисками вмешательства и простотой, благодаря которой стоматологи-терапевты легко могут освоить и применять данное устройство в повседневной практике. На протяжении всего лечения используется один и тот же аппарат. В некоторых случаях для поворота клыков могут применяться несколько прозрачных элайнеров. Пациентам эта система нравится относительной дешевизной и быстротой достижения результатов. Ношение данного элайнера никак не препятствует современному активному образу жизни. В большинстве случаев ортодонтическое лечение занимает от 6 до 16 нед. Огромным преимуществом элайнера Inman является то, что его можно снимать на время приема пищи или, например, проведения деловых переговоров. Как и всем прочим методам лечения, элайнеру Inman свойственны определенные ограничения. Ввиду этого необходимо тщательно подходить к отбору пациентов: элайнер Inman не предназначен для выравнивания жевательных зубов и коррекции окклюзии II и III класса. Данный аппарат обеспечивает возможность лишь совершенно определенных перемещений зубов, после чего некоторые пациенты по-прежнему будут нуждаться в полномасштабном ортодонтическом лечении или установке непрямых реставраций. Кроме того, важно соблюсти ряд предварительных условий. В ходе консультации пациенту необходимо рассказать об альтернативных вариантах ортодонтического лечения, сообщить ему о необходимости длительного наблюдения за результатами выравнивания зубов, а также убедиться в отсутствие скелетных нарушений. Последние исключают возможность использования элайнера Inman.

Источник: Dental-tribune.com

13. eCligner – эстетичный ортодонтический аппарат, имеющий три степени жесткости и соответственно три постепенных степени давления на зубы.

Доктор Tae Weon Kim

Система eCligner System – это прозрачные пластмассовые съемные ортодонтические аппараты, изготавливаемые путем вакуумной формовки из нетоксичного и биологически приемлемого материала PET-G, сходного с материалом PET, из которого делают молочные бутылки и эластичные тяги.

При скученности зубов в пределах 2–3 мм ортодонтическое лечение с применением прозрачных элайнеров eCligner может занять всего 4–5 мес.

Элайнеры eCligner изготавливаются по полимерным моделям, напечатанным на трехмерном принтере в соответствии с данными программы для планирования лечения. Каждая модель соответствует определенному этапу лечения и используется для создания 3 элайнеров разной толщины( мягкого, среднего и жесткого). Пациент носит каждый из этих элайнеров в течение недели, а затем переходит к следующему аппарату; таким образом, один этап лечения занимает 3 нед. Элайнеры eCligner следует носить по 17 ч/сут, снимая их на время приема пищи и горячих напитков. Всеобъемлющий план лечения включает в себя предполагаемые результаты, оценку времени лечения, визуализацию изменения профиля пациента и все данные для апроксимального сошлифовывания зубов. В пограничных случаях план лечения также можно использовать для оценки вариантов с удалением зубов и без такового. Элайнеры eCligner не причиняют пациентам заметных неудобств, а последовательное увеличение их жесткости способствует постепенному перемещению зубов без боли и раздражения тканей пародонтальных связок.

14. NuCalm.

Запатентованная система, которая естественным образом расслабляет ум и тело в течение нескольких минут, обеспечивая удобный клинический опыт для пациентов.

NuCalm - это запатентованная система, которая быстро создаёт глубоко расслабленное состояние без наркотиков и поддерживает его на протяжении всей процедуры. Система имитирует то, как организм естественным образом готовится к сну - процесс, который уменьшает беспокойство, - и это расслабленное состояние уменьшает непроизвольные двигательные реакции, которые могут мешать стоматологическому лечению.

Используя 4 компонента, которые прерывают реакцию адреналина и направляют ум и тело в расслабленное состояние, NuCalm легко внедряется в практику. 4-этапный процесс состоит из местного крема или пищевых добавок; микротоковая стимуляция позади каждого уха; приложение NuCalm, наушники; светозащитная маска для глаз или очки.

По словам Solace Lifesciences, NuCalm уникален тем, что создает глубокую релаксацию без использования наркотиков, не вызывает побочных эффектов и не требует времени восстановления или наблюдения. Естественно, создавая релаксационный ответ у пациентов, NuCalm позволяет клиницистам безопасно контролировать самую сложную, непредсказуемую и ненадежную часть клинического лечения - пациента.

Источник: www.dentalproductshopper.com