Дажаев Гаджи Пастаминович

← Назад в раздел

big_size__MG_4493 3-Edit - Версия 2mini.jpg С талантливым врачом-ортопедом Гаджи Дажаевым многие представители стоматологического сообщества познакомились и высоко оценили во время его выступления на 1-м Конгрессе цифровой стоматологии в октябре 2014 года. Я из их числа. Мысленно дала ему «подпольную кличку» Философ-Эстет. Чуть позднее он проводил образовательный курс, и опять – с высокими отзывами участников. Стала интересоваться его деятельностью более внимательно: безусловно, было принято решение побывать в Da Vinci Clinic, которой руководит Гаджи, и побеседовать, чтобы ближе познакомить с ним наших Читателей. Мое первое впечатление о Гаджи оказалось верным; неспроста его клиника носит имя Леонардо да Винчи – одного из величайших творцов и гениев эпохи Ренессанса, который был великим художником, скульптором, музыкантом, архитектором, исследователем естествознания, талантливым изобретателем в одном лице. Ну, а Da Vinci Clinic специализируется в области эстетической стоматологии и имплантологии, работая на стыке науки и искусства. Специалисты этой клиники составляют для каждого пациента индивидуальный план преобразования улыбки, используя не только новейшие достижения науки, но и следуя принципам великого Леонардо да Винчи: «Красота и гармония невозможны без соблюдения пропорций и естественности».

IMG_4187mini.jpg Уважаемый Гаджи, как состоялся Ваш приход в стоматологию?

Мой приход в стоматологию не был запрограммирован. Мои мама и папа, а также старший брат – физики, технари. Предполагалось, что я пойду по их стопам, по окончании школы буду поступать в политехнический институт в своем родном городе – Махачкале. В восьмом и девятом классах я усиленно занимался физикой и математикой. Но летом после девятого класса что-то во мне поменялось, переключилось. Я вдруг понял, что не хочу быть инженером, это не мое. Кто-то из друзей натолкнул на мысль: а не лучше ли пойти в медицинский, можно в стоматологию. Задумался и понял, что это неплохая идея. В случае неудачи – можно было пойти учиться на зубного техника. С детства я любил работать руками – мастерить, выжигать, делать всевозможные макеты, так что такой путь меня не пугал. Я начал готовиться в этом направлении, стал углубленнее заниматься химией и биологией, знание которых оценивалось на вступительных экзаменах. Эти экзамены пришлись на 1988 год и оказались для меня успешными. Я был принят на стоматологический факультет Дагестанского ГМИ; свое обучение окончил в 1993 году, получив диплом врача-стоматолога. Поступал в одной стране, а завершил обучение – в другой. Этот период совпал с трудным временем перемен – и политических, и социальных, и в мире образования. СССР сузился для меня до России. Я понимал, что мое образование и совершенствование необходимо продолжать. В 1993 году уехал в Москву, поступил в ординатуру факультета усовершенствования врачей-стоматологов на кафедру ортопедической стоматологии с курсом имплантологии. В 1996 году окончил ординатуру.

Как развивалась Ваша практическая деятельность после завершения постдипломного образования в академии? Вы ведь получили образование на стыке стоматологических эпох – это было время революционных технологических преобразований, перехода на новый современный уровень.

После окончания ординатуры я начал работать в частных московских клиниках, но постоянно чувствовал: время движется вперед, а с ним приходят и качественные перемены в стоматологии – в страну «врываются» качественно новые технологии с использованием новых материалов, нового цифрового оборудования, нового программного обеспечения; профессиональных знаний у меня недостаточно. По мере того как развивалась моя практическая деятельность, я стал посещать множество курсов повышения квалификации в России. Постепенно осознал, что на русском языке, к сожалению, очень мало качественной информации для врача – стоматолога-ортопеда в сфере протезирования зубов с опорой как на естественные зубы, так и на имплантаты. Также очень мало информации на русском языке о стоматологической эстетике, о системном подходе к полной реабилитации пациентов с очень сильно изношенными, истертыми разрушенными зубами. Недостаточно и информации о том, как сделать, чтобы новые зубы были не только красивыми, но и функциональными, чтобы эта красота не разрушилась, керамика не покололась и не потрескалась; чтобы зубы под реставрациями не разболелись и не расшатались; чтобы под коронками на зубах не развился кариес; чтобы не болели жевательные мышцы и височно-нижнечелюстной сустав.

Чтобы ответить себе на эти вопросы, мне необходимо было найти экспертов в данной области – признанных экспертов, самых лучших… я начал свои поиски и нашел их. Но чтобы получить от них знания, мне необходимо было профессионально овладеть английским языком.

Поэтому первой моей задачей стало улучшение владения им до такого уровня, чтобы не зависеть от переводчиков; свободно понимать, общаться, задавать вопросы, дискутировать на английском с коллегами из других стран. Решив эту задачу, я приступил к следующей: поехал учиться к тем самым зарубежным экспертам – авторитетам, которых ранее избрал для себя.

В Европе таковым для себя считаю доктора Мауро Фрадеани. Его клиника и учебный центр находятся в городе Пезаро в Италии, на берегу Адриатики.

В США моими экспертами-преподавателями стали Джон Коис, его центр находится в городе Сиэтле, а также доктор Френк Спир (учебный центр которого сейчас находится в городе Скоттсдейл, штат Аризона). Они создали свои собственные учебные центры, которые я посещал и продолжаю посещать.

Процесс обучения и повышения квалификации – это процесс бесконечный. Больше всего курсов я прошел в учебном центре Френка Спира, и, на самом деле, больше всего ценной информации – реально применимой на практике – я получил именно у этого специалиста. Считаю Френка лучшим преподавателем по ортопедической стоматологии.

Гаджи - фото 2 IMG_8206.jpg Сегодня Вы сами проводите образовательные курсы – и в России, и за ее пределами, они высоко востребованы врачами. А как Вы пришли к преподавательской деятельности?

Так случилось, что после того как я стал ездить за границу – повышать квалификацию и применять полученные новые знания на практике, коллеги в России стали обращаться ко мне с просьбой поделиться этими знаниями с ними. Поначалу я и не предполагал, что сам начну преподавать. Мне казалось, что преподавание – это не мое. Но некоторые из моих друзей и коллег оказались достаточно настойчивыми, это в итоге привело к тому, что я все-таки засел за написание курса – сначала по препарированию зубов, а чуть позже – по планированию ортопедического лечения. Я переборол страх публичного выступления и стал проводить эти курсы, сначала – в Москве. Как ни странно, но они понравились коллегам и приобрели популярность. Я не прикладывал никаких специальных усилий для их продвижения; заинтересованные коллеги сами начали меня находить и приглашать в другие города России, а потом  и за ее пределы. Я уже проводил свои курсы, помимо Москвы, в Санкт-Петербурге, Минске, Киеве, Львове, Ивано-Франковске, Астане, Алма-Ате, Кишиневе, Челябинске, Екатеринбурге, Казани, Нижневартовске, Уренгое. Читал доклад на Симпозиуме EPA (Европейская ассоциация стоматологов-ортопедов) – этот симпозиум проходил в сентябре 2014 года в Стамбуле. В феврале 2015 года делал доклад на Конгрессе цифровой стоматологии в Ереване. Меня пригласили сделать доклад летом этого года на симпозиуме MicroVision в Праге, а также на симпозиуме в Словении. Запланированы курсы в Перми, Белгороде, Таллинне, Барнауле, Нижнем Новгороде.

Гаджи в доклад в Стамбуле или Ереване IMG_6510.JPG Сегодня – век цифровых технологий, собственно мы с Вами на Конгрессе цифровой стоматологии и познакомились. А какие цифровые технологии помогают Вам в работе сейчас?

Это, в первую очередь, цифровой дизайн улыбки. Под этим понимается моделирование новой улыбки первоначально на компьютере, с использованием фотографии пациента и компьютерные программы. Такое предварительное компьютерное моделирование новой улыбки очень помогает при составлении плана лечения, при коммуникации между доктором-ортопедом, пациентом, зубным техником, а также специалистами смежных специальностей, например, хирургом-стоматологом, ортодонтом, пародонтологом. Это помогает избегать ошибок и переделок на этапе создания воскового моделирования новых зубов и керамических изделий. Пациент заранее может оценить то, что предлагается командой специалистов; макет предлагаемых новых зубов можно перенести в полость рта, сделать фото- и видеосъемку; продемонстрировать макет пациенту, чтобы убедиться в правильности планирования, и получить его одобрение. Такое планирование позволяет заранее предвидеть конечный результат. Кроме того, пациент может участвовать в творческом процессе создания новой улыбки и высказывать свои пожелания и предпочтения по форме, размерам, текстуре, степени и характеру прозрачного режущего края, цвету новых зубов.

Также к применяемым цифровым технологиям относятся CAD/CAM-технологии, позволяющие создавать дизайн компонентов ортопедических изделий на компьютере, после чего фрезеровальные машины в лаборатории выпиливают эти изделия либо из керамики, либо из металла – в зависимости от конкретной задачи и от конкретного клинического случая.

С какими проблемами Вам приходится сталкиваться в своей практической деятельности?

В 1990-е годы в российской стоматологии произошел серьезный переход от устаревшего вида штампованно-паяных стальных или золотых зубов к металлокерамическим коронкам. Тогда появились необходимые для этого материалы. Но, к сожалению, у многих врачей и зубных техников не хватало тогда знаний и понимания, как правильно эти новые материалы и технологии применять. Как следствие, появилось очень большое количество осложнений при протезировании. Встречаются осложнения как немедленные, то есть проявляющиеся сразу после протезирования, так и отсроченные, когда через несколько лет зубы разрушаются под коронками, появляется неприятный запах, возникают заболевания пародонта. Такие пациенты нуждаются в перелечивании, перепротезировании. А это всегда намного сложнее, нежели первичное протезирование. Оно может включать целый комплекс мероприятий по реабилитации состояния пародонта, дополнительному лечению зубов, удалению безнадежных зубов, установке имплантатов, иногда – пластике твердых и мягких тканей челюстей, изготовлению эстетичных временных коронок и, наконец, – по постоянному протезированию. Так что у меня накоплен большой опыт работы именно подобного рода, такими пациентами я занимаюсь не менее 15 лет.

Особую категорию составляют пациенты, которым протезирование ранее не проводилось, но их зубы очень сильно истерты и изношены. Бывает так, что зубы истерты почти до десневого уровня. К таким пациентам необходим особый подход. Неоценимые знания по созданию системного подхода к реабилитации пациентов с сильно изношенными зубами я получил от доктора Френка Спира.

ГАДЖИ - доклад в Стамбуле ADS_0967.JPG Сегодня Вы высоко востребованы, ваша известность среди коллег в стоматологическом мире постоянно растет. Вы обучались на курсах повышения квалификации во Франции, Италии, Германии, Австрии, США, приняли участие в симпозиумах и конференциях, проводившихся в России и за рубежом. Вероятно, такая активная жизненная позиция объясняет доверие и избрание Вас в качестве президента Евразийской ассоциации эстетической стоматологии. Расскажите немного нашим читателям об образовании этой ассоциации.

Всегда интересно встречаться, учиться новому и обмениваться опытом с коллегами-единомышленниками – и отечественными, и зарубежными, тем более когда прогресс в нашей специальности наблюдается в мире науки, оборудования, технологий и все новинки можно обсудить собравшись сообща. В настоящее время наша ассоциация находится в стадии становления. Ее полное название – Евразийская ассоциация эстетической стоматологии. Она объединит стоматологов нескольких стран Европы и Азии – Азербайджана, Казахстана, России, Украины, в нее смогут войти коллеги и из других стран. Основная цель ассоциации – информационно-образовательная, проведение симпозиумов и дискуссионных клубов. Мне доверили стать ее первым президентом – на три года.

А занимаетесь ли Вы научной деятельностью?

Наукой я не занимаюсь, моя сфера – прием пациентов, а теперь и преподавание, обмен приобретенным опытом.

Гаджи в работе IMG_0824.jpg На это мне хочется ответить Вам «перлом» от Максимовского Ю. М.: «Из доктора, занимающегося практической деятельностью, может получиться ученый. Но из ученого – практический доктор не получается». У Вас еще все впереди.

О хобби практически не спрашиваю – оно буквально читается по атмосфере гостиной Вашей клиники Da Vinci. Поделюсь своими впечатлениями с нашими читателями. Наша беседа проходит в редкой для сегодняшних стоматологических клиник обстановке – в гостиной. Правда, больше этот холл для ожидания напоминает камерный зал уникальной библиотеки или музея с роскошными экспонатами: с книгами (в том числе настоящими фолиантами) по истории, философии, поэзии, религии, географии и др).; с альбомами с великолепными фотографиями, с миниатюрными скульптурами, безделушками… И, конечно же, выделяется здесь известнейшая леонардовская «Мона Лиза», или «Джоконда», в удивительном варианте – в форме разобранных пазлов. Словом, ожидать своей очереди пациенту здесь – одно удовольствие. Тем более, под спокойную без суеты релаксирующую музыку. А вот чего здесь нет – так это ТВ-панелей. Это решение – принципиальное для руководителя. «…Гармония складывается не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены, из чего порождается человеческая красота» (Леонардо да Винчи).

Гаджи с семьей..jpg Несколько слов о Вашей семье.

Моя супруга – тоже стоматолог, но сейчас занимается воспитанием детей. У нас их трое – две девочки 11 и 9 лет, и мальчик 2,5 года. У них тоже все еще впереди. Выбор за ними.

Ваши пожелания нашим читателям.

Желаю коллегам, чтобы выбранная по жизни специальность и работа приносили счастливое эстетическое удовлетворение, чтобы плоды вашего труда помогали восстановлению здоровья пациентов, доставляли радость жизни людям.

Спасибо Вам, уважаемый Гаджи, за гостеприимство, за экскурсию по лечебным кабинетам клиники, за интересный разговор. Дальнейших успехов на всех поприщах – и Вам лично, и всему Вашему коллективу, главное – в совершенствовании знаний и умений для создания эстетичных улыбок, радующих всех окружающих. 

← Назад в раздел